[содержание]


СТИЛИ САДА


Cредиземноморский стиль сада очень популярен в южных штатах США, в Австралии, его можно встретить и в западно-европейских странах. Он синтезирует в себе черты древнегреческого, римского и современного садового искусства средиземноморских стран и привлекает к себе все большее внимание. Сады древней Эллады имели прямолинейные дорожки и аллеи и, как правило, размещались на террасах. В озеленении использовались пальмы, платаны, оливковые, фисташковые, цитрусовые деревья. Самшит, тисс, кипарисы обычно подвергали художественной стрижке, чтобы усилить впечатление гармонии с окружающей архитектурой. Именно тогда появилось понятие «топиарное искусство», т.е. искусство фигурной стрижки растений. Садовники культивировали анемоны, гиацинты, крокусы, левкои, нарциссы, львиный зев, тюльпаны, фиалки, лилии и т.д. 3елень оттеняла белизну мрамора статуй, ваз, фонтанов. Уже тогда существовали плавательные бассейны. Наиболее распространенным украшением сада стали гроты и крытые дорожки-перголы, увитые плющом или другими растениями. Композиция садов Древней Греции - регулярная, с грамотным и тактичным включением в нее окружающего ландшафта. Современный сад средиземноморского стиля похож на сад для отдыха на террасе или около бассейна, воздух его напоен ароматом цитрусовых и кипариса. Стены дома белые или словно выгоревшие на солнце, крыша - черепичная. Остролистная растительность прекрасно сочетается с терракотовой керамикой и скульптурой. Синие, желтые, оранжевые, красные цвета - классика средиземноморского стиля. Использование песка, гальки и тер- ракоты в проработке дорожек и террас в сочетании с голубой гладью воды в бассейне создают нужное настроение. Садовая мебель может быть решена в стиле мебели для летнего кафе. Очень актуальны и уместны зонтики от солнца прямоугольной формы и парусиновые солнечные тенты, натянутые поверх деревянных легких пергол-беседок. Терракотовые горшки, кувшины и классические античные вазы, каскады цветущих растений в кашпо на фоне белых стен дополняют колорит сада. Экзотично выглядят деревца цитрусовых в прямоугольных каменных контейнерах и агавы в горшках. Бассейн, фонтан, маленький дворик-патио, покрытый состаренной керамичекой плиткой — это желательные элементы средиземноморского сада, которые часто являются доминантой композиционного решения. Элемент историзма и архаичности могут привнести полуразрушенные подпорные стенки из ракушечник и руины античного ордера (колонны с идущей поверх них профилированной балкой или в сочетании с портиком). В условиях климата средней полосы России создание идеальной копии средиземноморского сада затруднено. Но для энтузиастов нет ничего невозможного; кипарисы можно заменить на пирамидальные формы туи и можжевельника; самшит, тисс ягодный относительно неплохо зимуют под укрытием из лапника; цитрусовые и другие экзоты можно вы- ращивать как кадочную культуру... Но помните: средиземноморский сад не совсем соответствует теме русского ландшафта и создавая его лучше на небольших, визуально замкнутых участках.
Следующий стиль сада называют по-разному: регулярный, формальный, или французский. В памяти сразу всплывают регулярные партерные парки в Петергофе, Царском Селе. Версале и Люксембурге. Исторически этот стиль впитал в себя элементы французского Ренессанса, развивавшегося, в свою очередь, под влиянием итальянского Ренессанса, но имевшего свои особенности. Характерными элементами планировки французских садов того периода являются широкая центральная аллея, обсаженная двумя-тремя рядами лип или кипарисов, водные каналы регулярной формы, обширные партеры без деревьев, боскеты и аллеи, обсаженные стрижеными деревьями и кустарниками и оформленные на пересечении скульптурными композициями или фонтанами. Основой всякого парка считалась согласованность с ландшафтом. Партеры устраивались из сплошного или фигурно вырезанного газона, окаймленного низким бордюром из самшита или небольшой дорожкой, засыпанной песком. Сложные узоры в партере создавались из растений и различных инертных материалов — песка, толченого угля, кирпича, стекла. Иногда в партеры выставляли кадки с подстриженными деревьями. Самую большую часть сада занимали боскеты, которые использовались в качестве открытого манежа, помещения для танцев, «зеленого» театра, лабиринта... Регулярная композиция французских парков создавалась на основе принципов пропорциональности, четкостикомпозиции,строгой иерархии главного и второстепенного, максимального раскрытия пространства. Безусловно, архитектура малого сада в силу своей территориальной ограниченности может воспринять далеко не все элементы, характеризующие этот стиль. Но симметричность пейзажа, геометрический баланс и пропорция, преобладание рукотворных зеленых масс — это доступные методы формирования французского регулярного стиля. Сад может иметь террасу с балюстрадой, статуи, павильон с беседкой, трельяжи — эти элементы уместны и в малом саду. Водные поверхности должны быть правильной геометрической формы и могут оформляться посадками тисса или самшита. Штамбовые розы,яркие композиции из летников в виде арабесок по изумрудной зелени партерного газона высокого качества,стриженые деревья в кадках, кованая садовая мебель — немного дополнений создадут «французский» колорит садового участка. Желательно, чтобы стиль архитектуры жилого дома имел черты классицизма или барокко, пусть даже и в стилизованном постмодернистском аспекте. Оба стиля — средиземноморский и французский — достаточно своеобразны, трудны в исполнении и, как правило, плохо вписываются вокружающий местный ландшафт. Но если очень желать и не жалеть труда, всегда можно получить неплохой результат.

Хостинг от uCoz